Газета "Призыв" (Владимир) N46 (26598)
1 апреля 2009 года (среда)
http://prizyv.ru/
Рубрика "Культура"
Интерес к искусству зависит от цен на нефть?
"Картины, которые нам нравятся, выбираем не мы.
Их выбирает наше подсознание. Глаз видит изображение
и посылает импульс в мозг. Там рождаются воспоминания,
ассоциации. Мы не всегда можем их понять и объяснить,
но чувствуем - всегда", - считает Наталья Колыбалова,
владелица одной из владимирских галерей.
Таланты и поклонники
- Я приехала во Владимир десять лет назад.
Время было довольно грустное - дефолт,
все живут ожиданием худшего, мысли мрачные.
И вот случайно зашла в выставочный зал областного центра
изобразительных искусств и там впервые увидела работы
"владимирской школы живописи". Это было совершенно поразительно,
ни на что не похоже. Как-то сразу подумалось,
что всё будет хорошо.
Раньше я жила в Белоруссии, в Гродно. Там живопись совершенно другая:
иная палитра, иная манера письма. Картины принято рисовать в западной
холодноватой манере - они очень сдержанные, рафинированные,
с драматическим сюжетом. А во владимирской живописи есть какое-то
постоянное ощущение праздника, чуть-чуть детский взгляд
на мир - без напряжения, без конфликта. Это непосредственные,
легкие для восприятия, дружелюбные работы. Врастать в новое жизненное
пространство всегда сложно, но мне вдруг стало понятно - в городе,
где рисуют такие картины, не может быть плохо.
- Как подбирались работы для галереи?
Вы искали художников, или они находили вас?
- Случалось по-разному. В галерее есть работы
очень талантливых девочек, которых я нашла буквально на улице,
например, Жени Ищауловой. Они закончили наш худграф, не знали,
что делать дальше, но не видели для себя другой дороги,
кроме живописи. Поэтому стояли в центре, рядом с Золотыми воротами,
и продавали свои картины. У меня тогда ещё практически ничего не было,
но я тоже знала, что не хочу заниматься ничем, кроме галереи.
Вот так люди, нуждающиеся друг в друге, встретились.
Судьба?
Стиль галереи складывался постепенно из работ
самых разных художников: Виктора Смирнова, Евгения Редько,
Николая Бондаренко, Дмитрия Холина, Андрея Мочалина,
Алексея Солодилова. Мы первыми "открыли" Владимира Батаева
- сейчас его работы очень популярны. В прошлом году,
когда в Суздале Павел Лунгин снимал фильм про Ивана Грозного
и митрополита Филиппа, к нам в галерею зашел знаменитый актёр
и священник Иван Охлобыстин со своей женой.
Они загляделись на картину Батаева "Солнечные блики".
Правда, так и не купили. Зато Охлобыстин оставил нам автограф
- написал что-то вроде "очень приятно, что в наших небольших
городах можно найти такие интересные места". А картину потом
приобрела одна владимирская дама, большая поклонница Батаева.
Про Охлобыстина она ничего не знала. Я её потом спросила:
"Довольны ли вы?" - "Не налюбуюсь".
- Вообще, бывает, что картины
покупают какие-то известные люди?
- Чаще полотна приобретают в подарок известным людям
- владимирским юбилярам или почётным гостям города.
В последний раз купили картину для Сергея Шойгу.
Это был пейзаж Мочалина - вид на Успенский собор,
очень парадный и официальный.
- А часто ли владимирские художники
рисуют именно из расчёта на продажу?
- Творчество любого художника неоднозначно.
У каждого есть этюды и наброски, сделанные в процессе поиска.
Есть картины для выставок, с ними авторы расстаются редко.
Есть коммерческие работы - когда художник специально рисует то,
что собирается выставить на продажу, или повторяет какой-то
успешный сюжет. Есть картины, написанные именно на заказ.
И всё это делает один и тот же человек. В Москве есть авторы,
которые работают исключительно на конъюнктуру: самый известный
пример - это Никас Сафронов. Во Владимире таких нет.
Не только дырку на обоях закрывать
- А кто сейчас покупает картины?
И часто ли?
- Владимирские покупатели достаточно активны.
Среди них есть и серьёзные коллекционеры, и люди,
которым нужна картина для интерьера. Довольно показательный момент
- раньше некоторые из них приходили в галерею с куском обивки,
чтобы "подобрать нечто подходящее", а теперь - со своим дизайнером.
А другие очень серьёзно относятся к своему дому и ищут такое полотно,
которое могло бы наполнить жилище эмоциями. Женщины иногда покупают
картины "под настроение" - просто потому, что какая-то работа им
очень понравилась, и захотелось побаловать себя.
- Есть ли те, кто рассматривает живопись
как способ размещения капитала и покупает картину потому,
что через какое-то время она будет стоить вдвое дороже?
- По моим наблюдениям, во Владимире такие люди попадаются редко
- обычно они интересуются антиквариатом, а не картинами.
Хотя владимирская живопись в этом плане тоже обладает
серьёзным потенциалом. У нас в городе есть мастера
очень высокого ранга - в первую очередь, это Юкин, Бритов,
Кокурин, Егоров - и их картины очень высоко ценятся
у коллекционеров, причём не только на российском,
но и на мировом уровне. Впрочем, цены на их работы иногда
различаются в разы. Так, ранние картины Юкина,
написанные в 1950-х, стоят относительно недорого.
А его работы, сделанные в манере "владимирской школы живописи",
могут оцениваться в десятки тысяч долларов.
И со воеменем, очевидно, будут стоить ещё дороже.
Есть и другой путь "размещения капитала" - покупать работы
не мастеров с именем, а тех, кто только начинает,
но уже имеет потенциал. Но для этого нужно разбираться
в живописи, знать многие тонкости и обладать завидным чутьём.
Во Владимире подобных знатоков почти нет - большинство
наших покупателей выбирает всё-таки по принципу
"нравится - не нравится". Хотя есть авторы, работы которых
уже выкупают московские галереи: Холин, Лобачев, Мочалин,
Батаев, молодой Александр Котов... Каждому из них предрекают
большое будущее.
- А иностранцы часто покупают работы
владимирских художников?
- Они заходят, бурно восхищаются, фотографируют,
но картины не покупают - просто потому,
что у нас очень сложная система вывоза
предметов искусства за границу.
Простому туристу её не осилить.
Никакого абстракционизма!
- Галерея, художественный салон и сувенирная лавка,
торгующая в том числе и картинами, - это разные названия
одной и той же сути?
- Нет. Галерея, например, отличается от художественного салона тем,
что не только продаёт картины, но и участвует в выставках,
в том числе выездных, где представляет работы местных художников.
Самое крупное наше достижение в этом плане - участие в московском
салоне Центрального дома художника, где были представлены
практически все российские галереи. Мы показали там картины
Дидье Делануа - это художник, который живет между Владимиром
и Парижем, в России он свои работы принципиально не продаёт,
но для нас сделал исключение; Виктора Софронова - он, кстати,
тоже перед этим четыре года провёл во Франции и в нашем городе
практически не был известен, Дарьи Тимошкиной, Евгении Ищауловой...
И то, что мы привезли на эту выставку, произвело большое впечатление.
На наших художников обратили внимание.
- В вашей галерее почти нет портретов,
абстрактных полотен, жанровых сцен.
Это принципиальная позиция?
- Это особенность владимирской живописи. Абстракции у нас рисуют
крайне редко. Как правило, это очень молодые авторы, которые ищут
пути для самовыражения. Свои работы они не продают - если повезёт,
выставляют; а чаще хранят у себя или раздаривают друзьям.
То же и с поп-артом. Портрет - это особый жанр. Художник рисует их
либо по заказу (тогда у работы заранее есть покупатель),
либо с каких-то близких для себя людей (в этом случае он вряд ли
захочет отдать эту картину). А жанровые сцены рисовать очень сложно.
Где взять натуру? Раньше были какие-то колоритные рынки,
другие общественные места, куда можно было выбраться за набросками.
Сейчас все это во многом утрачено. Художник не пойдет в универмаг,
чтобы подсмотреть интересную сцену.
- Но он может взять фотоаппарат и наснимать жанровых картинок
на улице, на каких-нибудь праздниках, церковных торжествах...
А потом перенести это на холст.
- Дело в том, что настоящие художники не ходят с фотоаппаратами.
Они ходят с этюдниками и работают с натурой,
а не с отпечатками.
- Отразился ли на работе галереи
мировой финансовый кризис?
- Кризис, конечно, сказывается. Был период - дней десять,
наверное, когда хотелось просто бросить всё и где-нибудь отсидеться.
Но потом эмоции схлынули. И дела немного наладились.
Вообще, я заметила, что активность покупателей
непостижимым образом связана с ценой на нефть: когда она падает,
покупками перестают интересоваться, копят деньги "на чёрный день".
Но стоит нефти хоть чуть-чуть подорожать, в людях просыпается вера
в будущее, и они тут же тратят накопленное. Кто-то - на модную одежду,
кто-то - на телевизор или машину, кто-то - на искусство. Картины снова
покупают - для радости, для эмоций, которых недостает в жизни.
И я понимаю - это такой путь. На нём не каждый день светит солнце,
бывают и дождь, и снег, и морозы.
А потом снова приходит весна...
Валентина Кудрявцева
фото автора
|